Воронка продаж в интернет-маркетинге — это весь путь, который проходит клиент, прежде чем совершит покупку. Он начинается с первого касания продукта: рекламы, строки в поисковой выдаче, статьи в онлайн-СМИ или личной рекомендации. На этом пути каждый этап воронки продаж важен, поэтому интернет-маркетологи тщательно следят за числами аналитики, изучают поведение покупателей и сразу корректируют свои действия, если они не приносят ожидаемых результатов.
С помощью воронки можно решать самые разные задачи: от прямых продаж до повышения лояльности. Но главное — она помогает понять, где и почему бизнес теряет клиентов, эффективна ли маркетинговая стратегия и как можно исправить недочеты.
● внимание,
● интерес,
● желание,
● действие.
Эти же стадии совпадают с этапами воронки продаж:
Например, 10 тыс. человек искали в интернете информацию о том, где купить туристические палатки в Москве, и увидели контекстную рекламу интернет-магазина. Из них примерно 1000 заинтересовались объявлением и перешли на сайт. Ещё 100 нашли нужную палатку и начали оформлять заказ. Но потом 90 передумали или нашли такую же со скидкой, и только 10 человек завершили покупку.
Главная задача маркетолога — превратить внимание как можно большего числа клиентов в желание купить товар.
● Убедиться, что продукт (товар или услуга) полезный и ценный для целевой аудитории. Если это активные туристы, которые ищут палатку для дальних походов, то она должна быть лёгкой и прочной, а ещё — занимать как можно меньше места.
● Продумать, как работать с «холодными» клиентами — то есть теми, кто даже не знает о продукте. В случае с палаткой это удобно делать через туристические форумы и группы в соцсетях, где обсуждают маршруты для походов и хайкинга.
● Сформировать интерес, делая упор на реальные преимущества и пользу. Например, рассказать, что это непромокаемая палатка с защитой от ветра, которая раскладывается сама.
● Отработать возможные возражения клиентов. Если ваш товар дороже, чем у конкурентов, расскажите, что он прослужит дольше, сделайте долгосрочную гарантию и бесплатную доставку.
● Убедиться, что менеджеры и консультанты обрабатывают заказы вовремя и качественно.
● Провести анализ воронки продаж на каждом этапе. Это нужно, чтобы понять, где и почему уходят клиенты, даже если они изначально заинтересовались продуктом.
Например, клиенты приходят на сайт турагентства, оставляют заявки, после чего с ними связывается менеджер, который помогает выбрать подходящий тур, и советует, какой отель лучше подойдёт под их запросы. Обычно из 100 заявок 60 заканчиваются покупкой, но с приходом нового менеджера их число упало до 30. Нужно выяснить причину, проработать её и посмотреть, как это повлияет на числа. Для этого можно посмотреть переписку или записи разговоров с клиентами, проверить скрипты (сценарии диалогов) и актуальность знаний сотрудника по конкретным направлениям.
В интернет-маркетинге построение воронки продаж можно автоматизировать — частично или полностью. Для этого используют специальное ПО и онлайн-инструменты: например, CRM-системы и MRM-платформы. С их помощью можно построить готовые модели воронок продаж на основе заданных параметров там, где сценарии покупок идентичны и повторяются регулярно. Впервые такой алгоритм предложил американский маркетолог Райан Райс. В отличие от классической воронки, где потребитель на каждом этапе соглашается с тем, что ему предлагают, в автоматической воронке можно задать альтернативные варианты на случай возражений или отказов. Например, предложить другой сайт, комплектацию или скидку на продукт. Тогда клиент с большей вероятностью дойдёт до финала и завершит сделку. Вот как это выглядит на практике:
Воронки для работы с «горячими» и «холодными» клиентами будут разными. В первом случае иногда этап формирования интереса можно пропустить: если речь идёт о массовых продуктах, на которые уже есть высокий спрос.
И наоборот, если это сложный продукт для узкой аудитории — скажем, корпоративные программные решения или оборудование для конкретной отрасли, — придётся уделить больше внимания первому этапу. Делать это можно, к примеру, с помощью экспертного контента — промо- и обычных публикаций в авторитетных изданиях или блогах, которые читают владельцы бизнеса в данной отрасли. Тогда воронка будет выглядеть так:
Воронка продаж в интернете отличается от офлайна. В интернет-продажах за клиента приходится биться активнее, чем в офлайне: здесь он может быстро переходить от одного сайта к другому и сравнивать цены в режиме онлайн, запрашивать нужную информацию через чаты и моментально уходить к конкурентам, если вы подводите его на каком-то этапе.
Существует также постпродажная воронка. Например, когда системы рекомендаций в онлайн-гипермаркетах предлагают посетителю товары на основе его истории поиска и покупок.
Сегодня, особенно в интернет-маркетинге, всё оцифровано: на каждом этапе воронки можно увидеть, какие результаты приносят те или иные действия, и скорректировать их в режиме онлайн. С помощью веб-аналитики, CRM и других инструментов можно измерить конверсию воронки продаж, охват аудитории и другие показатели.
С помощью воронки легко увидеть, на каком этапе возникают проблемы. Это могут быть: неэффективная реклама, слабый сайт, некомпетентные менеджеры, некачественный продукт или завышенная цена.
Например, ещё вчера это был небольшой интернет-магазин деревянных игрушек ручной работы с 100 заказами в месяц и выручкой в 500 тыс. рублей. Но затем он купил рекламу у популярного блогера, чьи подписчики любят всё натуральное и крафтовое. В итоге на сайт пришли 20 тыс. новых клиентов, готовых разместить заказ. Но движок сайта не был рассчитан на такое количество посетителей, поэтому начал сбоить и выдавать ошибку. Менеджеры тоже не успевали обрабатывать заказы, а курьеры — доставлять их в срок. В итоге половина клиентов осталась недовольна, отменила заказы и написала гневные отзывы в соцсетях. Чтобы такого не происходило, нужно заранее, ещё до первого этапа воронки, оценить нагрузку и просчитать, сколько ресурсов вам понадобится, чтобы обработать все заказы.
Один из главных показателей, который отслеживают интернет-маркетологи в ходе воронки, — это конверсия.
Чтобы повысить конверсию, нужно:
● Проанализировать каждый этап воронки продаж и определить, где уходит больше всего клиентов. Если 90% «отваливаются» ещё на этапе контекстной рекламы, все вложения в хороший сайт и качественный сервис тоже не принесут результата.
● Поработать над слабыми участками: перенастроить рекламу, доработать сайт и форму заявки, обучить персонал или изменить сам продукт.
Например, чтобы разместить заказ на сайте, нужно заполнить форму с 15 полями. Конверсия на этом этапе — 30%, что не так уж много, учитывая популярность продукта. Когда решили упростить форму и вместо 15 полей оставить 5—7, конверсия выросла до 50%. Здесь ещё есть над чем работать, но сразу понятно, что люди торопятся сделать покупку и долгое заполнение формы их отпугивает. Но может получиться и наоборот: если из формы заказа убрать поле с адресом и телефоном, конверсия упадёт, так как будет непонятно, как связаться с покупателем и куда везти заказ.
● Регулярно собирать свежую аналитику по воронке продаж, изучать рынок и потребности клиентов. Нет смысла продавать аксессуары и комплектующие для компьютеров марки, которая ушла с рынка или которую вытеснили конкуренты.
Воронка продаж — самый важный инструмент в работе интернет-маркетолога. Она помогает продвигать товары и услуги, приводить новых клиентов и развивать бизнес. Есть принципы и приёмы продаж, но важно корректировать их для конкретной аудитории и продукта. Чтобы воронка выполняла свои задачи, нужно изучать потребности клиентов и ситуацию на рынке, регулярно анализировать конверсию каждого этапа, находить слабые места и проводить работу над ошибками.